En Главная страница Написать письмо  
  Gridchinhall  
 

Галерея / Арт-резиденция

ИНТЕРВЬЮ С СЕРГЕЕМ ГРИДЧИНЫМ
для портала ArtAndHouses

«НАСТОЯЩИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР ВСЕГДА РАССУЖДАЕТ КАК ИНВЕСТОР»

 

Дмитрий Каварга: «Интересна возможность синтезировать новизну»

Научное искусство (сайнс-арт) плохо приживается на российской почве. Оно и дорого, и, вероятно, кажется нашим художникам слишком рассудочным и расчетливым. Дмитрий Каварга один из немногих, кто осваивает этот жанр. О своих поисках он рассказал Анастасии Сыровой.

Избранные места из интервью:

В: К какому направлению в искусстве вы относите свои работы? Это сайнс-арт? Био-арт?

О: Причислять меня однозначно к сайнс-арту или к одному из его направлений, био-арту не совсем правильно. Я использую в своих работах наукоемкие технологии и диагностические приборы, но это лишь одна из их составляющих. Мои проекты не находятся целиком на территории технобиокультуры. Те, кто называют себя сайнс-артистами, художниками высоких технологий, — как правило, выходцы из научной среды или художники, активно вовлеченные в научно-исследовательские лабораторные разработки. У меня тоже исследовательское искусство, но скорее связанное с постоянным самокопанием. Я через исследование собственной психофизиологии пытаюсь изучать все доступные явления и процессы.

В: Как у вас возник интерес к науке? В чем для вас смысл синтеза науки и искусства?

О: Интерес к науке скорее всего проявился лет в пять-шесть благодаря передаче «Очевидное-невероятное» и ее ведущему Сергею Капице. Эти завораживающие своей полной непонятностью бесконечные уравнения и формулы, которые он писал мелом на доске и одновременно проговаривал, словно магические скрижали, внедрялись в самую подкорку. Хотелось, чтобы передачи не заканчивались, а продолжались и продолжались бесконечно. Я оказывался в особом состоянии сосредоточенности, вновь добиться которого теперь пытаюсь с помощью творческого процесса. Так что, сотрудничая с учеными, я ищу в них того Капицу из детства. А все эти научные диагностические медицинские приборы, которые считывают показания, помогают выработать правильное отношение к тому, что я делаю. Зритель оказывается в ситуации, где его внимание переключается с внешнего мира на территорию моих работ. Это уловка внимания. Зрителю ставится задача: по изменению своего внутреннего состояния — релаксироваться, возбуждаться, поочередно активировать полушария головного мозга, отдавать объектам тепло своего тела, ритм кровотока и т.п.

В: Какую реакцию зрителя вы программируете? Зритель вообще важен для вас?

О: Конечно. С помощью технологий он вовлекается в диалог, становится частью инсталляции. Зритель реагирует на объект, и наоборот, объект на зрителя, так что обратная связь — важная составляющая. На открытии выставки «Волос Кулика» я обрядил посетителей в халаты из особой ткани, чтобы каждый почувствовал себя лаборантом, пришедшим препарировать мысли. Человек подключается к прибору — и он в игре: происходит инициация самопознания. Подобная целенаправленная работа с вниманием людей в конечном итоге влияет на то, что я буду делать дальше как художник. Я прислушиваюсь и присматриваюсь к тому, что происходит на выставке. Собираю данные.

 
Дмитрий Каварга. Формообразование 1027.
Из проекта Биоструктуры. 2009.
Полимеры, акриловая эмаль. 100x60x40. Работа в собрании C-collection.

Попытка моделирования процессов коммуникации в обществе. Вмонтированное в центральную часть инсталляции устройство преобразует низкие аудиочастоты (то есть тихие звуки) в вибрации, которые отдаются во всех элементах конструкции

В: А как родился ваш последний проект «Волос Кулика», экспонированный в зале Сергея Гридчина?

О: «Волос Кулика» тоже начался с ЖЖ — я снял волос с плеча Олега Кулика и повесил шутки ради пост в ЖЖ: нашел, мол, волос Кулика, поместил в пробирку — посоветуйте, что сделать: скурить или желание загадать? Позвонил Миша Сидлин и предложил сделать инсталляцию в Гридчин-холле. Из ерунды разрослась огромная инсталляция. В результате то, что получилось, — это уже «Волос Каварги», материализация моих скрытых творческих процессов…

Дмитрий Каварга. Волос Кулика /топография творческого эволюционирования. Фрагмент. 2010.
Полимеры, силикон, эмаль, приборы биообратной связи, аудиоустройство, сабвуфер, палочники, черви, болотный мох. 3500х700х500. Аудио — Kryptogen Rundfunk. Куратор научной составляющей Тимур Щукин
 
«Волос Кулика» был отправной точкой для создания инсталляции в виде гигантского полимерного волоса-нерва, который первые два десятка метров сохраняет некую узнаваемость, а далее расщепляется на хаотично разбросанные фрагменты, населенные насекомыми и червями.

 

  Присоединяйтесь и следите за нашими новостями!



 
  Рекламная группа «PRавда»
Разработка и поддержка сайта