En Главная страница Написать письмо  
  Gridchinhall  
 

Галерея / Арт-резиденция

ИНТЕРВЬЮ С СЕРГЕЕМ ГРИДЧИНЫМ
для портала ArtAndHouses

«НАСТОЯЩИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР ВСЕГДА РАССУЖДАЕТ КАК ИНВЕСТОР»

 
Сергей Гридчин: «Не хотелось бы скатиться во вкусовщину»

Газета Winzavod Art Review, 27 ноября 2011 г
 
Два года назад бизнесмен и коллекционер Сергей Гридчин создал подмосковную арт-резиденцию Gridchinhall, состоящую из мастерских и выставочного зала площадью 400 кв. м. Подводя промежуточные итоги в разговоре с главным редактором WAR Еленой Пантелеевой, он рассказал о преимуществах системного подхода в построении частного художественного мира.

WAR: Стратегия развития вашего проекта уже сформировалась окончательно?
Сергей Гридчин:
Стратегия окончательно не сформировалась, но есть общее понимание целесообразности движения. Нет желания перейти в чисто галерейный формат, но галерею мы сделаем как часть общего проекта Gridchinhall. Два года назад еще не было представления, какие средства, кроме моих личных, могут содержать такую площадку. Ведь проект жизнеспособен, если он имеет независимое финансирование, на которое не влияет мое настроение и кошелек. К сожалению, сегодня в нашей стране не существует никаких корпоративных или общественных фондов, которые занимаются продвижением современного искусства. Эти организации должны поддерживаться на федеральном уровне двумя путями: предоставлением финансирования напрямую через министерства или комитеты либо созданием условий для комфортного проявления независимых инициатив. Условий нет, и никто за них не бьется. Впрочем, новейшей российской государственной истории всего 20 лет, и современное искусство не могло и не может быть первостепенной задачей. Сейчас у нас хорошо поддерживается спорт.

WAR: Вы хотите создать общественный фонд?
С. Г.:
Я бы хотел, но одной моей инициативы недостаточно. Нужна поддержка властей.

WAR: Поэтому Gridchinhall развивается за счет дополнительного галерейного направления?
С. Г.:
Художникам нужно на что-то жить, нам требуются средства для их продвижения. Меня лично галерейное дело пугает. К примеру, совсем не привлекает необходимость участвовать в ярмарках, кочевать с одной на другую, как арт-челночник, не заезжая домой. Я по сути своей не продавец, этим должны заниматься профи. Если появится такой человек в моей команде — я буду рад.

WAR: Все два года вы подчеркивали, что проект некоммерческий...
С. Г.:
Лучший способ изучить ситуацию — это погрузиться в нее. Можно, конечно, наоборот, но в данном случае риска не было, так как я действовал в рамках того, что мог себе позволить. Сейчас мне в деталях известно, как устроен арт-рынок, кто кем является в сфере культуры, какова общая государственная политика. Становится понятно, что коммерческая составляющая необходима в такого рода проектах.

WAR: А изначально какая была мотивация?
С. Г.:
Мне просто интересна сфера современного искусства, хочется участвовать в непосредственном творческом процессе. Я не куратор или художник. Меня можно считать арт-менеджером. Ведь для любого проекта необходимо качественное управление, иначе он будет косой и кривой. Подобная деятельность интересна не просто с познавательной точки зрения. Это часть моего образа жизни.

WAR: Когда вы создавали свою загородную резиденцию, вы брали за основу зарубежный опыт?
С. Г.:
Подобный проект уникален у нас, но не в мире. Существует множество примеров частных резиденций, фондов, музеев чисто загородного формата. Я бы мог и в столице такое сделать, но в эпоху Интернета место пребывания оказывается не важным. К тому же, я сам лично давно уже не хочу жить и работать в этом городе. Кому нужно — доберется до села Дмитровского, а кому не нужно, тот и в Москве пешком не придет.

WAR: Какую конкретную пользу принес ваш проект художникам за эти два года?
С. Г.:
Во-первых, я помог осуществлению идеи Гутова «Рисунки Рембрандта». Автору просто не хватало финансирования, он получил реализованный проект и каталог. Для Андрея Люблинского мы стали стартовой площадкой: «Красные человечки» побывали в Перми, Ростове, в Сколково. Дмитрий Каварга месяц жил у нас в резиденции и создал свою масштабную инсталляцию «Волос Кулика», которая была потом представлена на выставке премии Кандинского 2010 и на международных ярмарках. Конечно, возникает вопрос: почему именно этот, а не другой художник. Не хотелось бы скатиться во вкусовщину. Ведь вокруг много интересных авторов. Нужна система, которая помогает их отбирать. Моего личного вкуса и частного мнения недостаточно, нужно участие профессионалов. На этот предмет я уже общался и с Виктором Мизиано, и с Анатолием Осмоловским, и с Борисом Барабановым.

WAR: Что дало вам личное общение с художниками?
С. Г.:
Никаких суперэмоциональных человеческих открытий не было. Я давно знаком с художественной средой, и меня ничем нельзя удивить.

WAR: Ваш проект можно назвать мультикультурным?
С. Г.:
А почему бы и нет. Существует генеральная линия — современное искусство. Вокруг этого много чего можно сделать. Сейчас потихоньку приходим к пониманию формата, который даже сегодня я не могу сформулировать на 100 процентов как окончательный. Пусть он будет живым организмом, который растет. Мир искусства интернационален, общаясь с международными творцами, кураторами, галерейщиками я начинаю лучше осознавать контекст, я понимаю ущербность варения в собственном соку. Сейчас в нашей резиденции живет художница из Америки. Мне бы хотелось дальше развивать интернациональную практику, которая очень наглядно демонстрирует то, что арт-мир делится не на английское и русское искусство, а на хороших и плохих художников.

WAR: В ближайшем будущем какие проекты будут в Gridchinhall?
С. Г.:
В декабре откроется выставка Никиты Алексеева, куратор Евгения Кикодзе.

WAR: Можно сказать, что старт-ап завершен?
С.Г.:
В самом начале пути невозможно все просчитать. Это я вам говорю как бизнесмен: можно продумать 10 вариантов, а получится 11. Знаете, как строился лондонский аэропорт Хитроу? Было принято стратегическое решение не тратить годы на предварительные детальные разработки и макеты, а начать строительство и корректировать проект уже в процессе. Главным было понимание необходимости аэропорта и наличие ресурсов для его осуществления, как финансовых, так и человеческих. Это называется «управление строительством». Мне такой подход больше нравится.

СПРАВКА
Gridchinhall основан в 2009 году. Всего было реализовано 8 выставок, выпущено 2 каталога (Вика Бегальская «Стыд», Дмитрий Гутов «Рисунки Рембрандта»). В резиденции жили и работали 9 художников (Дмитрий Шорин, Андрей Люблинский, Дмитрий Каварга, Алена Шаповалова, Юлия Косульникова, Вика Бегальская, Олег Хвостов, Сергей Воронцов, Лиля Лифанова).

Беседовала Елена Пантелеева

 

  Присоединяйтесь и следите за нашими новостями!



 
  Рекламная группа «PRавда»
Разработка и поддержка сайта